Психологический ресурс. Этап №2.

После того как пройден этап №1, произошла первичная оценка
ситуации, энергии, целей и задач можно двигаться дальше и переходить к этапу
№2.

Сразу скажу, не в каждой ситуации потери ресурса это
применимо, но в ситуациях, когда все как бы нормально, но ресурс все равно тает
– есть смысл поисследовать скрытые выгоды нехватки ресурса.

Выгоды бывают первичными, вторичными и даже третичными.

Первичные — это бессознательные выгоды, то, что может
ослаблять наш внутренний конфликт, приглушает чувства, снимает напряжение.

Пример – «Маша постоянно попадает в абсурднейшние ситуации,
у нее постоянно происходит какая-то дичь в которой ее даже не обвинить
напрямую.  На совещании только она задела
провод каблуком и упала на аквариум в переговорной и вместо совещания, все
ловили рыбок на ламинате. На трудовую книжку у нее выливается кофе, потому что
она нечаянно чихнула. Перед собеседованием у нее началась жуткая аллергия на
лице, и только потом она вспомнила что, съела клубнику, которою ей совсем
нельзя. И таких моментов будет сотня, и каждый отдельно невинен как слеза
ребенка и зная один или два хочется пожалеть Машу. А после сотни таких историй
начинаешь либо верить в сглаз, либо искать какие выгоды Маше от всего этого паноптикума.
После анализа этих ситуаций вырисовывается интересная картина.  Маша невыносимо быть успешной (для нее это
очень небезопасно), а такую причудливую форму избегания успеха, привнес ее
комплекс отличницы и страх быть глупой, нерадивой, растеряхой и так далее.
Сочетание этих неосознаваемых страхов не дает ей сливать достижения по самому
простому типу (не сделала, затупила, забыла и так далее), и приходится ей
избегать успех таким сложным и затратным способом.

Эти выгоды трудно обнаружить самому, так как травма из-за
которых они появились, может не осознаваться и быть вытесненной.  Такие выгоды оптимальнее искать вместе с
психологом, но лучше даже на групповой терапии. 
Группа в этом случае быстрее поможет клиенту заметить подобные паттерны
поведения и отзеркалить их.

Вторичные выгоды — это выгоды, направленные не на
внутреннее психическое состояние, а на внешние взаимодействия. Мы можем
избегать каких-то действий / коммуникаций или наоборот получать поддержку,
внимание, участие и помощь демонстрируя отсутствие ресурса.  Пример – «та
же Маша и ее абсурдное невезение. Какие вторичные выгоды могут поддерживать
этот тип поведения.  Ее жалеют, оберегают и подбадривают все ее друзья,
родные и коллеги. Она такая милая, славная, умная и хорошая, только постоянно с
ней что-то происходит. Она всегда может позвонить ночью брату, что у нее что-то
случилось со стиралкой и он приедет и решит все проблемы. Ее никогда не пошлют
в налоговую, которую она ненавидит всеми фибрами души с документами, ибо в
компании всем становится плохо только от мысли, что Маша устроит там и каким
боком это выльется всем».  Эти выгоды легче ищутся чем первичные, их можно
довольно успешно искать самому, но для ускорения процесса все же полезен
психолог. С его поддержкой легче происходит процесс поиска, так наличие
безоценочного внимания помогает не «вылетать» из ситуации, когда вы испытываете
неприятные и тяжелые чувства.

Третичные выгоды, это выгода третьих лиц от того, что у нас
нет ресурса. И снова пример с Машей.  Маша папина дочка, она очень любит
папу. Папа стареет, переживает что он уже не тот сильный и влиятельный мужчина.
Ему важно получать подтверждения из внешнего мира о том, что он еще о-го-го. И
Маша дает такие возможности. Какая пенсия, дача и огород! Кто же будет спасать,
ограждать от проблем, помогать и быть таким нужным. Один из способов найти эти
выгоды, задать себе вопрос «что изменится в худшую сторону если у меня появятся
эти ресурсы» и безоценочно постараться зафиксировать то, что придёт в голову.
Важно в этот момент убрать внутреннего цензора и позволить принять любые, даже
самые нелогичные и неприличные мысли, что посетят после этого вопроса

Относительно делать это самому, в группе или с психологом –
рекомендации все те же, что и при поиске вторичных выгод.

И заканчиваю эту часть, канонической надписью «Все имена и
события в примере с Машей вымышлены, любые совпадения с реальными людьми,
живыми или мертвыми случайны»

Подписывайтесь на нашу новостную рассылку